Что такое сбалансированная система показателей

>
>
Что такое сбалансированная система показателей
Что такое сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей (BSC) — это инструмент, который помогает компаниям достигать своих целей и реализовывать стратегии, используя специальные метрики, такие как KPI. Эффективность работы сотрудников значительно возрастает, когда каждый из них понимает, как его вклад влияет на общие результаты компании. В этой статье мы рассмотрим, как можно визуализировать производственную стратегию с помощью BSC, чтобы мотивировать персонал на достижение поставленных целей.

Определение BSC

Система сбалансированных показателей (BSC) представляет собой методику, позволяющую отслеживать выполнение бизнес-стратегий и целей с помощью определенных метрик. Бизнес-стратегии могут варьироваться: от расширения сети филиалов до создания уникального продукта для узкой целевой аудитории.

Например, мебельная компания, стремящаяся стать лидером в своей нише, должна представить свою стратегию в виде краткосрочных и долгосрочных целей для сотрудников, а также определить показатели, по которым будет оцениваться их работа.

Структура сбалансированной системы показателей

Система BSC включает четыре ключевых направления:

  1. Финансовые показатели:
    • Увеличение прибыли;
    • Увеличение доли на рынке;
    • Снижение затрат на материалы.
  2. Клиенты:
    • Снижение оттока клиентов;
    • Повышение лояльности покупателей;
    • Увеличение процента возврата клиентов.
  3. Бизнес-процессы:
    • Ускорение времени реагирования на жалобы;
    • Ускорение сроков доставки;
    • Упрощение процесса оформления и получения товара.
  4. Команда:
    • Увеличение числа тренингов для повышения квалификации;
    • Введение программ мотивации для сотрудников;
    • Снижение текучести кадров.

Возьмем ту же мебельную фабрику, где владельцы стремятся повысить узнаваемость бренда для увеличения продаж. Система BSC будет реализована сверху вниз, начиная с определения перспектив в каждом направлении, которые помогут сформулировать цели и KPI.

Этапы разработки BSC

Система сбалансированных показателей разрабатывается в четыре этапа:

  1. Определение целей. Руководство формулирует стратегию, например, выход на рынок под собственным брендом, а специалисты переводят ее в конкретные цели по четырем аспектам: финансам, клиентам, бизнес-процессам и команде.
  2. Создание стратегической карты. Это графическая схема, показывающая цели и их взаимосвязь.
  3. Выбор показателей. Для каждой цели определяются метрики, желательно не более 2-3 для каждой.
  4. Определение целевых значений показателей. Эти значения должны быть реалистичными и соответствовать уровню квалификации сотрудников.

Преимущества и недостатки BSC

Преимущества:

  • Позволяет отслеживать эффективность работы персонала. Менеджеры могут видеть KPI каждого специалиста и, если он не достигает результатов, повышать его квалификацию или заменять более компетентным сотрудником.
  • Подходит для малого и среднего бизнеса. Независимо от масштаба стратегии, можно установить цели и сгруппировать их по финансам, бизнес-процессам, работе с клиентами и обучению сотрудников.
  • Повышает мотивацию. Каждый сотрудник видит свой вклад в общее дело, что способствует более активной работе.
  • Обеспечивает гибкость стратегии. По показателям KPI можно отслеживать, как достигаются цели, и при необходимости корректировать их.

Недостатки:

  • Невозможность внедрения без четкой стратегии. BSC не может существовать сама по себе, она лишь отражает действия, необходимые для реализации стратегии.
  • Ограниченность в финансовых показателях. Система фокусируется на росте прибыли, игнорируя цели, которые нельзя измерить в деньгах, такие как репутация компании.
  • Учет только внутреннего развития. Внешние факторы, такие как кризисы или сбои в логистике, могут негативно сказаться на прибыли, даже если сотрудники достигают своих KPI.
  • Психологическое давление на сотрудников. Метрики могут вызывать стресс, если не объяснить их значение и важность для достижения целей компании.
  • Сложность в оценке данных. Без автоматизации анализа KPI может быть трудно оценить эффективность стратегии.

Заключение

Система сбалансированных показателей необходима для реализации бизнес-стратегий. Она наглядно демонстрирует, какие цели нужно достичь и как оценить их выполнение. Важно помнить, что цели в BSC должны быть взаимосвязаны, и от их выполнения зависит прибыль компании. BSC не существует без стратегии, и ее основная задача — показать, как достичь поставленных целей.

Рубрики статей

Новое